АБ "Гаевский и партнеры"
2025-09-21 10:00 Корпоративный блог

21 сентября 1721 года: Новая Голландия – рождение первого военного порта России

Сегодня, 21 сентября, ровно 303 года назад, по указу Петра I был основан первый военный порт России – знаменитая Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Этот уникальный остров, созданный человеческой волей и инженерной мыслью, на протяжении веков сохранял свою особую атмосферу, став одним из самых необычных мест Петербурга. Давайте вспомним несколько интересных фактов из его истории.

Отдельный остров под дворец и склад корабельного леса

Удивительно, но этот треугольный остров в центре города появился не случайно. В 1719 году для удобства транспортировки корабельного леса и строительных материалов были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы, искусственно создав этот участок суши. Именно сюда, на вновь образованный остров, перенесли склады корабельного леса. А 21 сентября 1721 года здесь был официально основан первый военный порт Российской империи.
Сам Пётр I, известный своей любовью к Голландии, распорядился построить здесь одну из своих деревянных резиденций. Атмосфера, напоминавшая императору любимую европейскую страну, быстро дала название этому месту – «Новая Голландия». Уже в 1720 году Пётр I упоминал её в своих распоряжениях о строительстве мастерской «подле каналу, что в Новой Голландии».
Долгое время историки спорили о существовании царского дворца на острове. Однако благодаря архивным исследованиям Татьяны Соловьевой, теперь есть подтверждения, что дворец Петра I действительно находился здесь. В дневниках современников сохранились яркие воспоминания о праздничных гуляниях, которые Пётр устраивал на острове после спуска на воду галер. Шведский посланник Карл Рейнгольд Берк описывал, как император «угощал вкусными блюдами и напитками за столом, накрытым под этими зелеными деревьями, либо выставлял бутылки с вином и холодную закуску на лежавшие на земле доски и, стоя, угощался сам и потчевал своих морских офицеров».

От Петровских ассамблей до инновационной архитектуры

Со временем стало очевидно, что первоначальные деревянные склады Новой Голландии не справляются с потребностями флота, к тому же они были пожароопасны. В 1763 году началась масштабная реконструкция, призванная полностью заменить деревянные сооружения каменными.
В этот период архитектор Савва Иванович Чевакинский предложил инновационный метод сушки древесины: вместо традиционного штабелирования доски и бревна закреплялись вертикально в виде «охапок»-конусов. Это значительно увеличило вместимость складов и улучшило сохранность дерева, предотвращая гниение.
Изначальный проект Чевакинского был предельно функциональным, с простыми кирпичными зданиями без декора. Однако спустя 15 лет градоначальники захотели придать комплексу более эстетичный вид. К работе был привлечен знаменитый французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. Именно он добавил в архитектуру острова декоративные элементы, включая эффектные аркады над входами в складские помещения. По его проекту также была построена знаменитая арка, которая сегодня является визитной карточкой Новой Голландии, соединяя внутренний бассейн «Ковш» и реку Мойку.
Так, от скромных Петровских складов и увеселений Новая Голландия превратилась в величественный архитектурный комплекс, сочетающий практичность военного порта и утонченность петербургской классики.
#Календарь