Детальный механизм выплаты дивидендов законодательно не регулируется, поэтому компании, которые стремятся соответствовать международным стандартам, считают необходимым оформления дивидендной политики в виде внутренних положений или политик. Подобный документ должен быть разработан и утвержден в компании с целью содействия реализации прав акционеров на получение доходов от владения долей капитала, установление четкой и прозрачной системы определения, начисления и выплаты дивидендов.
Основные структурные части такого положения:
- общие положения, где определяется цель и содержание дивидендной политики, права и обязанности компании перед своими акционерами (участниками), периодичность выплаты дивидендов;
- порядок определения размера дивидендов, или их минимальный размер;
- процедура принятия решения о выплате дивидендов;
- процедура выплаты дивидендов;
- порядок пересмотра действующей дивидендной политики (порядок внесения изменений);
- порядок информирования акционеров и инвесторов о дивидендной политики.
Основные принципы, на которых должна базироваться дивидендная политика компании, заключаются в следующем:
- прозрачность (максимально возможное раскрытие информации о деятельности компании, формировании ее прибыли и внутренних процедурах принятия решения, и выплате дивидендов);
- своевременность (установление временных границ при осуществлении дивидендных выплат);
- обоснованность (выплата дивидендов должна производиться только в условиях достижения определенных политикой результатов деятельности компании, размера ее прибыли и должна учитывать планы дальнейшего развития предприятия, ее инвестиционной программы);
- справедливость (обеспечение равных прав акционеров на получение информации о решениях, которые принимаются, о выплатах, размере и порядке выплаты дивидендов);
- последовательность (строгое выполнение процедур и принципов дивидендной политики);
- развитие (постоянное совершенствование в пределах улучшение процедур корпоративного управления и пересмотр ее положений в связи с изменением стратегических целей компании);
- устойчивость (стремление компании к обеспечению стабильного уровня дивидендных выплат).