Налоговики пытались признать незаконным дроблением бизнеса взаимозависимые компании в сфере ЖКХ. Суды с ними не согласились.
Фабула дела
Организация (управляющая компания в сфере ЖКХ) потребовала признать решение налогового органа в части признания ООО участником схемы дробления бизнеса и доначисления по этому эпизоду 4,99 млн рублей по НДС и 2,13 млн рублей по налогу на прибыль. В случае, если по указанному эпизоду в удовлетворении требований будет отказано, заявитель отдельно в заявлении просил признать решение недействительным в части ряда доначислений, а именно 12,05 млн рублей по НДС и 15,27 млн рублей по налогу на прибыль. Организация также просила признать незаконным решение в части неправомерного уменьшения её расходов по текущему ремонту в размере 68,12 млн рублей.
Доводы сторон
Налоговый орган указывал в отношении спорного контрагента (ООО), что он взаимозависим с организацией в соответствии с признаками:
Налогоплательщик, в свою очередь, указал, что налоговый орган не учел определенную законом модельную систему управления в ЖКХ, которая предполагает три уровня:
Налогоплательщик также указал, что разделение функций заказчика (управляющей компании) и подрядчика в ЖКХ – один из приоритетов государственной политики на протяжении 25 лет.
Фабула дела
Организация (управляющая компания в сфере ЖКХ) потребовала признать решение налогового органа в части признания ООО участником схемы дробления бизнеса и доначисления по этому эпизоду 4,99 млн рублей по НДС и 2,13 млн рублей по налогу на прибыль. В случае, если по указанному эпизоду в удовлетворении требований будет отказано, заявитель отдельно в заявлении просил признать решение недействительным в части ряда доначислений, а именно 12,05 млн рублей по НДС и 15,27 млн рублей по налогу на прибыль. Организация также просила признать незаконным решение в части неправомерного уменьшения её расходов по текущему ремонту в размере 68,12 млн рублей.
Доводы сторон
Налоговый орган указывал в отношении спорного контрагента (ООО), что он взаимозависим с организацией в соответствии с признаками:
- у них единые телефоны;
- у них одни и те же IP-адреса и интернет-сайты;
- доверенности от обоих юридических лиц выданы на одних и тех же лиц;
- у обеих организаций единая кадровая политика;
- у них общие работники;
- у них единая служба, осуществляющая бухгалтерский учет, делопроизводство и подбор персонала.
Налогоплательщик, в свою очередь, указал, что налоговый орган не учел определенную законом модельную систему управления в ЖКХ, которая предполагает три уровня:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг (служба заказчика, управляющая организация);
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Налогоплательщик также указал, что разделение функций заказчика (управляющей компании) и подрядчика в ЖКХ – один из приоритетов государственной политики на протяжении 25 лет.
Как решили суды
Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили.
Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили.
«Структура деятельности, при которой заявитель осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, не противоречит положениям налогового законодательства (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2023 года по делу № А60-51457/2022)».
Налоговый орган обратился с жалобой в кассационный суд. В кассационном суде стороны заявили мировое соглашение, суд его утвердил.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2025 по делу № А19-24175/2022
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2025 по делу № А19-24175/2022